Тесты для самоконтроля по разделу I
1. Нормативное определение оперативно-розыскной деятельности изложено в:
A — первой статье Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
B — последней статье Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
C — статье закрытого ведомственного нормативного правового акта оперативно-розыскного органа;
D — статье специального указа Президента Российской Федерации.
2. Целями оперативно-розыскной деятельности являются:
A — борьба с преступностью;
B — защита от преступных посягательств;
C — противодействие преступным посягательствам;
D — борьба с правонарушениями.
3. Задачи оперативно-розыскной деятельности определяются:
A — самостоятельно оперативниками;
B — только в оперативно-розыскном законодательстве;
C — в закрытых нормативных актах оперативно-розыскных органов;
D — исключительно в Оперативно-розыскном законе.
4. Оперативно-розыскная наука это:
A — часть уголовно-процессуальной науки;
B — часть криминалистики;
C — комплексная самостоятельная отрасль научных знаний;
D — часть административно-правовой науки.
5. Оперативно-розыскная деятельность как открытая учебная дисциплина это система:
A — практических знаний и навыков о всей оперативно-розыскной деятельности;
B — научно обоснованных знаний и навыков о гласном содержании оперативно-розыскной деятельности;
C — знаний и навыков о применении нормативных правовых актов в области оперативно-розыскной деятельности;
D — научно обоснованных знаний об организации и тактике осуществления оперативно-розыскной дея-тельности.
6. Непосредственно определенными законодателем в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» принципами являются:
A — законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств;
B — уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, конспирация, примене-ние конфидентов;
C — гуманизм, конспирация, законность, сочетание гласных и негласных методов и средств;
D — оперативность, законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, сочетание гласных и негласных методов и средств.
7. В оперативно-розыскной деятельности признается этичным:
A — защита людей не только от преступлений, но и от административных правонарушений;
B — чтение чужих амурных писем (с разрешения судьи) для обнаружения преступника;
C — неукоснительное соблюдение всех общепринятых моральных правил человеческого общежития;
D — подстрекательство изучаемого лица к совершению преступления.
8. Одним из средств реализации гарантий государства в оперативно-розыскной деятельности выступает:
A — повышенное денежное содержание оперативного состава;
B — прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью;
C — публикации в средствах массовой информации о нарушениях законности в оперативно-розыскной деятельности;
D — ежегодные отчеты руководителей оперативно-розыскных органов.
9. Под защитой прав человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности понимают:
A — нейтральное поведение оперативников в случае нарушения законных интересов граждан;
B — воздержание оперативников от совершения запрещенных правовыми нормами действий;
C — активные меры оперативников по предохранению прав человека от незаконных нарушений и ограничений;
D — недопущение со стороны оперативников необходимого ограничения конституционных прав граждан.
10. Ограничивать конституционные права человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности:
A — допустимо на условиях, изложенных в указах Президента РФ;
B — недопустимо ни при каких условиях;
C — допустимо на условиях, изложенных в нормативных правовых актах оперативно-розыскных орга-нов;
D — допустимо на условиях, изложенных в Оперативно-розыскном законе.
11. В оперативно-розыскной деятельности могут быть ограничены конституционные права человека и гражданина в связи с совершением:
A — преступления или административного правонарушения;
B — только административного правонарушения;
C — только преступления;
D — преступления, административного правонарушения или гражданско-правого деликта.
12. Правовое регулирование в оперативно-розыскной деятельности — это воздействие государства на:
A — тех, кто мешает осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
B — характер процедур в оперативно-розыскной деятельности;
C — субъектов оперативно-розыскной деятельности;
D — общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности.
13. Оперативно-розыскные правоотношения — это правовая связь между субъектами в оперативно-розыскной деятельности по поводу:
A — совершения преступления и необходимости его сыскного обнаружения;
B — совершения правонарушения и необходимости его сыскного обнаружения;
C — осуществления оперативно-розыскных мероприятий;
D — конфиденциального сотрудничества.
14. Система правовых источников оперативно-розыскной деятельности состоит из блоков:
A — отдельных субъектов Федерации, общенационального и международно-правового;
B — национального и международно-правового;
C — отдельных субъектов Федерации и общенационального;
D — только национального.
15. Среди правовых источников оперативно-розыскной деятельности называют:
A — оперативно-розыскное решение;
B — оперативно-розыскное мероприятие;
C — оперативно-розыскной контракт;
D — оперативно-розыскной результат.
16. Под нормативным правовым актом как правовым источником оперативно-розыскной дея-тельности понимают совокупность:
A — нормативных правовых актов оперативно-розыскных органов;
B — законодательных актов в области оперативно-розыскной деятельности;
C — законодательных актов и актов федеральных органов государственной власти в области оперативно-розыскной деятельности;
D — национальных нормативных правовых актов в области оперативно-розыскной деятельности.
17. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности — это совокупность:
A — основных законодательных и иных нормативных правовых актов в области оперативно-розыскной деятельности;
B — всех правовых источников в области оперативно-розыскной деятельности;
C — только законодательных актов в области оперативно-розыскной деятельности;
D — всех законодательных и иных нормативных правовых актов в области оперативно-розыскной деятельности.
18. Оперативно-розыскное законодательство — это:
A — подотрасль административного законодательства;
B — самостоятельная отрасль законодательства;
C — межотраслевой нормативно-правовой институт;
D — комплексная отрасль законодательства.
19. Под оперативно-розыскным законом образно понимают:
A — только Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
B — каждый законодательный акт, специально предназначенный для регулирования в оперативно-розыскной деятельности общественных отношений;
C — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и федеральные законы, которыми в него вносят изменения и дополнения;
D — любой федеральный закон, регулирующий в оперативно-розыскной деятельности общественные отношения.
20. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» — это оперативно-розыскной закон:
A — не вступивший в силу;
B — действующий;
C — утративший силу;
D — который носит рекомендательный характер.
21. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» количество статей составляет:
A — 23;
B — 28;
C — 17;
D — 33.
22. Среди перечней Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» назван перечень:
A — оперативно-розыскных мероприятий;
B — лиц, оказывающих содействие;
C — прав человека, которые нельзя ограничивать в оперативно-розыскной деятельности;
D — оперативников, которые полномочны проводить оперативно-розыскную деятельность.
23. Норма Оперативно-розыскного закона — это общеобязательное правило поведения:
A — участников оперативно-розыскной деятельности;
B — всех оперативников и лиц, оказывающих содействие;
C — отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности;
D — всех оперативников.
24. Территориальный принцип действия Оперативно-розыскного закона в пространстве предусматривает, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся на территории России:
A — и на территории государств — участников Содружества Независимых Государств;
B — исключительно;
C — и на территории всех других государств;
D — если иное не предусмотрено федеральным законом.
25. В федеральном законодательстве предусмотрены ограничения на осуществление оперативно-розыскной деятельности в отношении:
A — сотрудников милиции;
B — священнослужителей;
C — присяжных заседателей;
D — беременных женщин и инвалидов с детства.